
Формирование рынка брачных агентств началось в Беларуси точно так же, как в остальных постсоветских странах. Где-то в середине 90-х стали появляться первые зарубежные «скауты», которые, увидев прекрасных, работящих и очень тяжело живущих белорусских девушек, стали рекламировать их среди иностранных женихов. Заграница становилась всё ближе, всё больше привозили рассказов о заморских краях с бесконечными полками разных йогуртов и колбас.
В 97-98-м годах идея брачного агентства, работающего с иностранцами, была очень перспективной. В 98-м году, когда муж дал первое объявление в газету «Из рук в руки», заполнять анкеты выстроилась настоящая очередь.
В 2000-2003-м годах агентства росли как на дрожжах. Было точно больше десяти крупных участников рынка во всех областных центрах (с базами более 500 анкет) и, наверное, сотни «кухонных», где хозяин пытался «пристроить» своих подруг «куда-нибудь». Основная работа агентств заключалась в доставке писем, подарков, а также организации поездок.
Я помню, как мы и наши ближайшие (как по уровню организации, так и по расстоянию) конкуренты, боролись за качественные профили. Они находились всего в трёх минутах от нас, и девушки обычно от метро сначала приходили к нам, а потом шли к ним. Так вот, за эти 3 минуты нужно было успеть разместить анкету в систему, чтобы потом снимать сливки.
Был ли этот бизнес таким выгодным? Скорее нет, я бы сказала, что основные агентства были на грани рентабельности. Все действия были практически на ощупь, а без качественных сайтов, без грамотного маркетинга все зависели только от партнёров. А ещё было такое странное дело: даже когда все страдали, что работа идёт тяжело, никто из тех агентств, с кем я общалась, не начинал «писать ответы» от девушек, а также фотошопить до неузнаваемости профили. Имея сотни и тысячи анкет в базе, никто не поднимался на pay-per-letter сайтах. Никто не платил девушкам «гонорары» за встречи. По крайней мере из тех, про кого я знаю.
По моим данным, существовало единственное изначально мошенническое агентство, под руководством американо-белорусской пары, они писали длинные подробные тесты про девушек, вплоть до «что об этой девушке думают соседи», в которых всё, вплоть до имени и возраста девушек было неправдой. Мне известно о, как минимум, трёх американцах, которые приехали в город и за свои «много тысяч» не получили ни одной встречи, впоследствии подавали на него в суд. Тем не менее, это агентство до сих пор зарегистрировано в торговом реестре США. Белорусской лицензии у них никогда не было.
Гром грянул откуда не ждали. В 2005 году ввели обязательное лицензирование деятельности, связанной со сбором и распространением информации о физических лицах с целью знакомства. Короче говоря, теперь брачному агентству для ведения деятельности нужно было получить лицензию. Причём сделали это в лучших белорусских традициях: работать без лицензии запретили в июле, а первые лицензии выдали в сентябре.
Я помню наши экстренные «собрания». Крупное гомельское агентство, наши ближайшие минские друзья-конкуренты, ещё одно минское агентство – мы все объединились, решали, что делать в такой ситуации. Лицензию «пережили» далеко не все. Многие просто не захотели. 2005 год – это год, когда любой бизнес в Беларуси шёл в рост. Зачем ввязываться в сложный и дорогой сбор документов для лицензии, если можно найти более простое и прибыльное занятие?
Не помню точные цифры, но мне кажется, в 2005 году выдали что-то около 9 лицензий брачных агентств. При этом реальных работающих агентств из них было около 5. На десятимиллионную Беларусь 🙂 Максимальное количество лицензий за последующие годы было около 12… При этом агентств, про работу которых было бы хоть что-то известно, – 6.
Те, кто остался работать, делают ставку на перспективу. Честная работа, честные встречи, честные фотографии. Это очень медленно, но приносит хорошие отзывы, хорошую репутацию. Практически все клиенты, которые не нашли с первого раза жену, возвращаются второй и третий раз. Практически все клиенты, которые были в других странах, отмечают настоящий искренний интерес и вовлеченность от белорусских девушек на встречах.
Можно ли работать в Беларуси без лицензии? Можно, но недолго. Последний socials, который организовала крупная международная фирма, был остановлен ОМОНом—это такие мальчики в бронежилетах. Естественно, прилюдное задержание организаторов не сказывается положительно на бизнесе. Рискуют даже переводчики, которые помогают организовать встречи в городе брачным агентствам-нерезидентам.
Я бы сказала, что в государстве созданы условия для борьбы со скамом. Двойное меню в ресторане – прямое показание к его моментальному закрытию. Дела о «выпрашивании» денег виртуальными контактами расследуются белорусской милицией и результаты у всех на слуху.
Следующий сдерживающий фактор развития – относительная закрытость страны. До 2017 года для въезда иностранцы должны были получать туристическую визу, что сильно тормозило весь процесс.
Какая ситуация сейчас? По крайней мере, до коронакризиса в Беларуси было 6 агентств. В отличие от украинских агентств, у всех большая своя база данных. Нет необходимости сотрудничать с остальными агентствами, поэтому каждый рассчитывает только на свои силы. Впрочем, нет необходимости и соперничать, потому что в текущих условиях, чем нас меньше, тем больше внимания от государства.
Все перспективы сейчас зависят от открытия границ. На это и надеемся ☺
Galina Pinchuk, брачное агентство Polovinka.by
Минск, Беларусь, апрель 2020